Как разговаривать с ребенком с РАС?
Педагог-психолог, руководитель Центра психологической поддержки и психокоррекции в Санкт-Петербурге Анна Рязанова рассказала, как правильно взаимодействовать с ребёнком, имеющим расстройство аутистического спектра (РАС).
По оценкам ВОЗ, один ребёнок из ста в мире страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Но при этом, надо признать, каждый ребёнок с РАС аутичен по-своему. У каждого присутствует уникальный набор различных симптомов. Они и определяют сложности как в уходе за ними, так и в общении с близкими, даже родителями, так и с чужими людьми.
Основные факторы, которые необходимо учесть во взаимодействии с такими детьми, следующие:
- Скорее всего они не будут смотреть в глаза. Прямой зрительный контакт даётся им очень тяжело.
- При общении будет возникать впечатление, что ребёнок не слышит вас вообще.
- Большинство таких детей либо мало говорит, либо у них отсутствует речь. Это обусловлено задержкой речевого развития.
- У кого-то сохранён интеллект, у кого-то нет, у кого-то присутствует задержка умственного и/или психического развития.
- Часто наблюдаются индивидуальные особенности в питании и сверхчувствительная система пищеварения.
- Говорить в их присутствии об их диагнозе, особенностях, так, как будто их нет в комнате. Эти дети наделены гиперчувствительной психикой. Если такой ребёнок не откликается на ваши слова, это не значит, что он не слышит. Если он не смотрит в глаза, это не значит, что он не видит. Ни в коем случае нельзя давать оценки: он странный, посмотри, он не смотрит мне в глаза, когда такой ребёнок или взрослый находится рядом. Подобные высказывания откладываются в копилку их знаний о себе и тормозят движение в направлении реабилитации.
- Нельзя давить на них и требовать: "посмотри мне в глаза", "услышь меня в конце концов" и подобное.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
- 200х200
- prtf