Как разговаривать с ребенком с РАС?

Педагог-психолог, руководитель Центра психологической поддержки и психокоррекции в Санкт-Петербурге Анна Рязанова рассказала, как правильно взаимодействовать с ребёнком, имеющим расстройство аутистического спектра (РАС). По оценкам ВОЗ, один ребёнок из ста в мире страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Но при этом, надо признать, каждый ребёнок с РАС аутичен по-своему. У каждого присутствует уникальный набор различных симптомов. Они и определяют сложности как в уходе за ними, так и в общении с близкими, даже родителями, так и с чужими людьми. Основные факторы, которые необходимо учесть во взаимодействии с такими детьми, следующие:
  1. Скорее всего они не будут смотреть в глаза. Прямой зрительный контакт даётся им очень тяжело.
  2. При общении будет возникать впечатление, что ребёнок не слышит вас вообще.
  3. Большинство таких детей либо мало говорит, либо у них отсутствует речь. Это обусловлено задержкой речевого развития.
  4. У кого-то сохранён интеллект, у кого-то нет, у кого-то присутствует задержка умственного и/или психического развития.
  5. Часто наблюдаются индивидуальные особенности в питании и сверхчувствительная система пищеварения.
Что с такими детьми делать нельзя:
  • Говорить в их присутствии об их диагнозе, особенностях, так, как будто их нет в комнате. Эти дети наделены гиперчувствительной психикой. Если такой ребёнок не откликается на ваши слова, это не значит, что он не слышит. Если он не смотрит в глаза, это не значит, что он не видит. Ни в коем случае нельзя давать оценки: он странный, посмотри, он не смотрит мне в глаза, когда такой ребёнок или взрослый находится рядом. Подобные высказывания откладываются в копилку их знаний о себе и тормозят движение в направлении реабилитации.
  • Нельзя давить на них и требовать: "посмотри мне в глаза", "услышь меня в конце концов" и подобное.
Внутренняя работа Аутичный собеседник на самом деле всегда реагирует на внутренний искренний импульс к общению. Нет смысла громко кричать, громко разговаривать, чтобы вас лучше услышали. Эти дети реагируют на внутреннее переключение чувств. Например, когда начинаете испытывать искреннюю нежность и сострадание к аутичному ребёнку, он через две встречи с вами начинает вдруг ближе подходить, обнимать, как-то по-своему отвечать на приветствие. Благодаря богатому опыту общения со взрослыми и детьми с РАС, есть основания утверждать, что они отвечают не на громкие заявления и не на показные чувства, а на глубокие внутренние переживания. Часто не помогает даже искренняя заинтересованность тем, чем они заняты. Потому что то, что они делают, часто хотят делать в одиночестве. Но при этом, если предложить им несколько неэмоциональных игр, где присутствуют поглаживания по руке, очень тонкие, аккуратные взаимодействия, ребёнок начинает отвечать, потому что понимает, что вы не хотите ему понравиться, а что вы его чувствуете, чувствуете внутренне его готовность коснуться вас рукой. Такие игры выводят ребёнка на внешний контакт с миром. С детьми с расстройством аутистического спектра большая часть работы и коммуникации будет происходить внутри. И меньшая часть работы будет заметна внешне. Это глубокий внутренний труд. Если хотите общаться с аутистом, думайте как аутист, действуйте как он. Нужно понять таких детей. Но это невозможно, пока вы не научитесь их чувствовать. Каждый аутичный ребёнок – бездна своих собственных реакций, граней мировосприятия. И здесь нужна глубокая работа родителей, либо других родственников, специалистов, психологов, воспитателей, других людей, взаимодействующих с этим человеком, чтобы его глубинно понять, глубинно ощутить. Они с большой благодарностью на это отвечают. И бывает так, что в большом развивающем центре ребёнок будет всех не замечать, а с одним человеком, даже не глядя ему в глаза, обниматься, целовать и даже позволять долго держать себя на руках, пока, например, остеопат проводит терапию. Но чтобы так получилось, необходимо искать подход к каждому ребёнку с РАС. Самое болезненное для детей с расстройством аутистического спектра – это когда кто-то решает их себе подчинить, кто-то решает их "вылечить". Когда есть восприятие такого человека, как будто он сломан. Это дети со сверхчувствительной психикой и с большим уважением к себе, и они его могут продемонстрировать тем, что просто могут замкнуться в своём внутреннем мире, на самом деле они ждут правильного отношения к себе. Когда появляется такой ребёнок, члены семьи начинают обращаться к глубинным чувствам. И в итоге, чтобы понять такого ребёнка, меняется понимание всех близких. Такие дети часто являются преобразователями целых семей. Не просто так они приходят в этот мир, и чинить их не нужно. Они очень способны к изменениям, если найти правильное отношение к ним.Как разговаривать с ребенком с РАС?

Архитектура

Изображение пользователя Poisk86.
Изображение пользователя Ruslan_89.
Изображение пользователя Светлана Ширипова.
Изображение пользователя Olga Plotnikova.
Изображение пользователя Бочарова Валерия Юрьевана.
Изображение пользователя Левчук Антон.

Дизайн интерьеров

Изображение пользователя Кося.
Изображение пользователя olsan.
Изображение пользователя Uberkoly.
Изображение пользователя ПРОЕКТ905.
Изображение пользователя Анна Андреевна.
Изображение пользователя Uberkoly.

Конструкции

Изображение пользователя Ruslan_89.
Изображение пользователя ПогосскийКМ.
Изображение пользователя Alex_White.
Изображение пользователя ПРОЕКТ905.
Изображение пользователя МБурыхина.
Изображение пользователя ArchP.