Трубопроводная арматура
Трубопроводная арматура повсеместно используется на инженерных сетях различных отраслей коммунального хозяйства. Вода, как носитель, представляет собой среду, насыщенную твёрдыми включениями, так как отсутствует очистка от продуктов окисления, коррозии трубопроводов и фракции различных взвесей в воде. Задвижки, которые классифицируются как запорная арматура, являются именно той арматурой, надёжная работа которой, проверена временем. На инженерных сетях различных направлений применяются задвижки разной конструкции и отличаются различием типа управления.
Рассмотрим некоторые из них: Задвижки характеризуются конструкцией запорного органа. Отличаясь формой запорного органа, они бывают клиновыми и параллельными. Клиновые задвижки различаются на двухдисковые с разрезным клином и задвижки с жёстким или подвижным клином. Задвижки с двумя дисками — это самые простые в изготовлении и ремонте, но очень массивны, так как для размещения дисков в корпусе, необходимо больше пространства. Недостаток этой конструкции заключается в уязвимости сочленения «диски-шпиндель», которое проявляется в «закусывании» в корпусе запорных дисков, от воздействия коррозии.
Намного более надёжные задвижки Яфар с упругим клином, который конструктивно разрезан на две части, связанные упругим элементом. При прижатии шпинделя, этот элемент изгибается и обеспечивает плотное прижатие поверхностей клиньев к посадочным сёдлам.
Задвижка с цельным клином(жёстким) очень компактна по конструкции и, соответственно, легче двухдисковой, но является самой сложной в изготовлении. Из-за повышенного усилия прижима к посадочному седлу, происходит повышенный износ посадочных поверхностей. При ремонте необходимо полная замена комплекта клин-седло.
На все модификации задвижек установлены сальниковые уплотнения штока, которые необходимо периодично набивать и протягивать.
Участки на магистральных трубопроводах, для установки задвижек, могут быть в любом положении, так как задвижки удовлетворительно показывают себя в работе, не претендуя на вертикальную или горизонтальную установку.
Вместе с тем, задвижки имеют и отрицательные качества. Чувствительность к перепадам давлений и необходимость в монтаже линий для ряда случаев, длительное открытие для предотвращения гидравлического удара и невозможность применения в качестве дросселей, для регулировки. Альтернативой задвижкам, в этих случаях, могут быть дисковые затворы или шаровые краны.