Свет – реальность и иллюзия
Свет - это то, без чего в природе все бессмысленно. Благодаря нему появляются пространства, возникают предметы, рождается характер и настроение.
Свет - это то, на что я больше всего выделяю усилий и времени в своей работе.
В этом году я готовлю теоретический труд, своеобразный отчет о своей деятельности на поприще архитектуры и дизайна за 30 лет. Здесь мы начинаем публиковать выдержки из статей, в которых я буду делиться с вами, дорогие читатели, своими мыслями. Все это проиллюстрируем своими же работами и проектами в области архитектуры, дизайна, дизайна мебели и свето-дизайна, так как считаю, что только они могут наиболее точно раскрыть мои позиции по тому, или иному вопросу.
Начнем со света и его роли в формировании пространства.
Что же такое свет, чем он является для нас?
Взгляды, которые мы ежесекундно бросаем вокруг, которыми мы одариваем мир, уделяя ему наше бесценное внимание, это постоянный процесс - длинною в жизнь. Порой мы даже не задумываемся, что все это возможно благодаря свету. Именно благодаря ему появляются тени, они создают предметы, рождая образы, формируя и направляя нашу жизнь в настроении, или в отсутствии его. Наша жизнь напрямую зависит от света и его источников. Свет - это тепло и уют, праздник или уединение. Свет – это вектор, движущий и наполняющий нас по жизни мыслями и фантазиями, предметами и иллюзиями. Свет – это и реальность и иллюзия одновременно.
Любой предмет существует объективно, но начинает воздействовать на человека и осознается им благодаря восприятию его человеком, благодаря диалогу со светом. Этот диалог является одним из способов познания мира предметов и осознания себя в этом мире. Это один из способов создания пространства, в котором нам предстоит находиться – работать и отдыхать, общаться и любить. От него зависит качество нашей жизни.
И так – свет, это освещение предметов естественными и искусственными источниками напрямую, рассеянно, отраженно или комбинированно. Освещение создает пространство, оно же формирует его, подчеркивая или затеняя отдельные его элементы. Поэтому при зонировании пространства создание трехмерного композиционного и пластического рисунка должно выстраиваться так, чтобы направленные движения взгляда человека приходились на наиболее выигрышный сектор.
Главная задача состоит в том, чтоб пластическое взаимодействие отдельных деталей и пространственное взаимодействие нескольких зон, формировали искусственную среду обитания так, чтобы эта среда со временем стала так же естественна и натуральна, как сама природа.
И эту задачу решают либо специально подготовленные архитекторы, либо специалисты по свето-дизайну.
Свето-дизайн– довольно молодое понятие, даже в словарях его найти затруднительно. К сожалению, у нас мало кто воспринимает свето-дизайн, как самостоятельную профессию.
Но сегодня, когда в мире, познания человечества уходят далеко за пределы понимания сути предмета большинством людей, совершенно необходимо признание этого направления, как самостоятельной профессии. Свето-дизайн, это искусство. Вместе с тем, специалист, который берет на себя ответственность решать задачи в этой области, сегодня обязан иметь вполне конкретные знания в области архитектурного проектирования, истории архитектуры и искусства в целом, а также профессионально разбираться в физике, иметь большой опыт теоретических расчетов и применения их на практике.
(сокращенный вариант).